Портфолио ученика
начальной школы как метод оценивания личностного роста
в рамках внедрения ФГОС
НОО
Одной из основных задач обучения и
воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного
стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей
ребенка:
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности
в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;— развитие
познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному
познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой
деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные
интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями
("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к
самосовершенствованию.
Безусловная ценность портфолио
заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика,
максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию
мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя
и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и
всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или
творческой работе, а не его результат.
Цели формирования портфолио:
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений
школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая
демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка
предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений,
являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника
начальной школы.
Структура портфолио:
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует.
Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти
творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное,
чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не
назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и
т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально
подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только
в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой,
коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности.
Примерная структура портфолио :
1)ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение,
класс), контактную информацию и фото ученика.
2)РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.
Возможные заголовки листов:
· "Мое имя" - информация о том, что
означает имя, можно написать о знаменитых
людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или
интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
· "Моя семья" - здесь можно рассказать
о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
· "Мой город" - рассказ о родном городе
(селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить
нарисованную вместе с ребенком схему
маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены
опасные места (пересечения дорог, светофоры).
· "Мои друзья" - фотографии друзей,
информация об их интересах, увлечениях.
· "Мои увлечения" - небольшой рассказ о
том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной
секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного
образования.
· "Моя школа" - рассказ о школе и о
педагогах.
· "Мои любимые школьные предметы" -
небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу
"мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с
названием "Школьные предметы". При этом ребенок
может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для
себя.
3)РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету.
Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами,
интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости
чтения, творческими работами.
4)РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно
отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в
школьном спектакле, или читал стихи на
торжественной линейке, или оформил стенгазету к
празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот
раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на
тему.
5)РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки,
сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее
фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при
наполнении этого раздела!
6)РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ о путешествиях"
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных
программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение
экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя
которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность
выразить свои впечатления.
7)РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а
также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует
разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в
спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а,
например, в хронологическом порядке.
8)РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
Заполняют преподаватели школы и внешкольных учреждений.
9)РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"
Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно
часто.
Важно помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением
портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он
взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала
построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные
усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс
осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным
результатам и осознание своих возможностей.
Предварительные результаты
Формы оценки портфолио
каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:
• публичная презентация
в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании
родителей);
• выставка «портфелей*
(по желанию учащихся).
Критерии оценки
портфолио также определяются индивидуально:
• творчество;
• факторы, отражающие
развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться,
самоконтроль и самооценка);
• понимание и полнота
отражения учебного материала.
Предварительные результаты
Работа по технологии
портфолио позволяет учителю:
• оценить уровень
самостоятельности детей;
• выявить проблемы в
формировании у них самооценки;
• определить
преобладающую мотивацию ребенка;
• оценить уровень
владения умениями и навыками.
|